Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физиологические основы звучания речи и закономерности речевого развития детей дошкольного возраста представлены в работах Б. Я. Бельтюкова, Е. Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Е. Ф. Архиповой, М. Ф. Фомичевой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной и др.
Понятие «звукопроизносительная сторона речи» является одним из условий русской нормы языка, выраженного в выразительности интонации (просодическая сторона речи) и умения голосового развития, наличия координации действий при прослушивании звуков речи движения органов речи осуществляются речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга [8].
Согласно понятийно-терминологическому словарю В.И. Селиверстова дается следующее объяснение понятию «звукопроизношение»: «это процесс образования звуков речи, который осуществляется энергетическим (дыхательным), генераторным (звукообразующим) и резонаторным (звукоиздающим) отделами, регулирующиеся отделами речевого аппарата при работе центральной нервной системой» [30, c. 45].
При рождении человек не может произнести все звуки, их развитие происходит после созревания нервно-мышечной системы. Однако даже если ребенок рождается с готовыми органами, для образования звуков речи потребуется много времени.
В процессе формирования речевой функции важна поддержка слухового, кинестетического, зрительного анализаторов, а также системы реагирования, позволяющей организму вовремя передавать информацию от внешних объектов и рецепторов в центральную нервную систему [3]. Поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, моторно-кинестетический анализатор.
Онтогенез - определяется как индивидуальное развитие организма от момента зачатия до конца жизни. В литературе уделяется значительное внимание вопросам формирования речи в процессе онтогенеза при нормальном развитии [15].
Авторы, такие как А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков и другие, подробно описывают становление речи у детей с самого раннего детства. Они рассматривают и определяют этапы развития речи с различных точек зрения.
Например, некоторые ученые, такие как М.И. Лисина и Г.Л. Розенгард-Пупко, выделяют первый этап в развитии речи, включающий не только стадию предречевых реакций, но и появление первых слов, которые считаются отличными от последующей речи ребенка.
В большинстве работ выделяются три таких этапа:
1) доречевой, разделяемый на период гуления и лепета (2-4 месяцев и 5-11 месяцев);
2) этап первичного освоения языка (с 1-го до 2-го года);
3) этап усвоения грамматики [3].
В первые месяцы жизни ребенка преобладают гласные с носовым оттенком: э, ай. Иногда гласные звучат как согласные [г, к, н] [6]. Важно отличать поражение головного мозга, вызванное плачем новорожденного, от плача здорового ребенка. Для него характерны слабость, медлительность и отсутствие молчания. У детей, имеющих ограничения в развитии, процесс кормления (сосания) не такой сильный, иногда выражается истечением молока из носа при неполном удержании соска [12].
К концу второго месяца можно наблюдать изменения в голосовой выразительности ребенка: появление вокализации, усиленной основной интонацией. Кроме того, в этот период начинает активироваться крупная моторика: ребенок чувствует и держит игрушки, начинает тянуть их пальцами [12]. Двигательные и голосовые реакции становятся формой активного общения ребенка и взрослого. Дети внимательно смотрят на лицо говорящего и имитируют движения лица и голосовые реакции.
Между 5-6 месяцами жизни начинается следующий этап развития моторики и речи.
Речевое развитие в этот период состоит из губных, передних и задних звуков. При этом ребенок постепенно начинает повторять одни и те же звуки и слоги (та-та-та, ба-ба-ба, ма-ма-ма). Используя говорящий аппарат, ребенок учится слушать себя, учится измерять слуховое восприятие и двигательные реакции, развивается контроль дыхания, изменяются тональные параметры, изменяется громкость звуков [20]. В результате многократного повторения вырабатываются весьма устойчивые динамические стереотипы в виде сложных сочетаний речевых и дыхательных мышечных движений и производимых ими звуковых комплексов. Другими словами, двигательная способность сочленения постоянна [22]. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. происходит содержательный разговор. Затем развивается моторика ребенка – он сидит, ходит, держит и манипулирует предметами.
К концу первого года жизни - началу второго года жизни у ребенка возникают звуковые комплексы, которые другие характеризуют как первые детские слова.
У большинства детей отмечается следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньше язычных, твердые губные — раньше мягких губных, а мягкие зубные - раньше твердых; смычные раньше щелевых, свистящие - раньше шипящих.
А.Н. Гвоздев подчеркивал, что ранее всех звуков в онтогенезе речи ребенком усваиваются, в частности, взрывные [п], [т], [к], что свидетельствует о большей их функциональной значимости, по сравнению со щелевыми [12]. Таким образом, в онтогенезе у детей, усваивающих русский язык, в первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются в произношении [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
К примеру, к двум годам дети должны уметь правильно произносить большинство слогов в словах, а к трём годам, в 75% случаев, все слоги в трехсложных словах. Ребенок относительно легко воспринимает ритм слов, ударение и интонацию (выражение радости, недовольства, страха). К концу второго года дети обычно усваивают похожие звуки одновременно группами.
В трехлетнем возрасте они пытаются исправить своё произношение, слыша правильный образец, и замечают неправильное произношение другими. К трем годам дети обычно хорошо различают похожие по звучанию слова, такие как «сосулька - Сашулька», «баран - барабан», «шар - шарф-шкаф» [15].
Особенности произношения детей в третьем и четвертом году жизни имеют много общих черт. В четыре года дети в норме должны различать все звуки, т.е. у них должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев описывает этот период как время овладения звуками, когда, помимо правильного произношения, наблюдаются пропуски, замены, схожесть звуков и их смягчение [12].
Известно, что для детей трудностью представляется произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков (например, [Р, Л]). Дети начинают усваивать их на третьем году, и к четвертому году их произношение в словах значительно улучшается (с 38% до 80%), если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова [11].
В этот период, доступность артикуляционных операций при образовании звука является основным фактором, обеспечивающим возможность включения звуков в активную речь. Например, невозможность
освоения звуков [В, В, Ф, Ф] объясняется недостаточным развитием способности создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 112 с.
2. Анищенкова, Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 64 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 254 с.
4. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. –М. : Прометей, 2012. -104 с.
5. Баренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова - М.: Просвещение, 1997. - 96 с.
6. Белова-Давид, Р.А. Нарушения речи у дошкольников / Р.А. Белова- Давид. - М.: Просвещение, 1972. - 232 с.
7. Бондаренко, А.Н. Словесные игры в детском саду / А.Н. Бондаренко. - М.: Просвещение. 1977 - 96 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - с. 256.
9. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 204 с.
10. Волкова, Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - 144 с.
11. Гавриш, Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку / Н.В. Гавриш. - М.: РАО, 1991. - 180 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – СПб., Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1990. - 566с.
14. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1995. -172 с.
15. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. -М.: Учпедгиз, 1971. - 192 с.
16. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
17. Коноваленко С.В., М.И. Кременецкая. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 128 с.
18. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экс пресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: “Гном-Пресс”, 2000. — 16 с
19. Коррекционно-логопедическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» / под редакцией Ю.Ф. Гаркуши М., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
20. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
21. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.
22. Крупенчук О.И., Воробьёва, Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб,: Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии /Р. Е. Левина. – М., Альянс, 2013. – 368 с.
24. Логопедия: учебник для студ. дефект. факультетов./ под ред. Л.С. Волковой.— М.: ВЛАДОС, 2010. — 703 с.
25. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А.И. Максаков - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 150 с.
26. Мелехова, Л.В. Речь дошкольников и ее исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф Фомичева. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
28. Резниченко, Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь: Альбом для педагога / Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина. - М.: Владос, 2000. – 96 с.
29. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 1994. - 144 с.
30. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев. -Волгоград: Учитель, 1999. - 96с.
31. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 452 с.
32. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подгот. этап : пособие для логопеда [Электронный ресурс]/ Т.А. Ткаченко. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 112 с.
33. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста - М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 23 с.
34. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
35. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
36. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника /Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во АРГО, 1996. – 80 с.
37. Хрестоматия по логопедии // Под. ред. Волковой Л.С., 2т. - М.: Владос, 1997. - 558 с.
38. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 320 с.
39. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи // Под ред. Гербовой В.В., - М.; Просвещение, 1983. - 160 с.
40. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2006. - 120 с.
41. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1986 - 429 с.